К читателю
Кто не слышал о красавице Кассандре - дочери последнего царя Трои Приама
и царицы Гекубы? Плененный ее красотой стреловержец, блюстители космической
и человеческой гармонии, бог Аполлон, добиваясь взаимности, одарил
Кассандру редкостным даром предвидения. Но отвергла красавица его
притязания. Взбешенный отказом бог сделал так, что ее пророчествам
перестали верить. Много потеряли люди из-за пренебрежения пророчествами
Кассандры. Так, троянцы, в частности, не вняли ее предостережениям о
недопустимости похищения Елены Прекрасной Парисом, что привело к Троянской
войне. После взятия Трои Кассандра попала в плен к Агамемнону и погибла
вместе с ним от руки его ревнивой супруги Клитемнестры. Прорицания
Кассандры - в переносном смысле - предсказания, вызывающие недоверие
окружающих.
Но история, как говорят, повторяется. Герой моего повествования наделен
какой-то высшей силой поразительным даром предвидения. За этот дар власть
предержащие бросают его в тюрьмы, отправляют в ссылки и в конечном итоге
делают все, чтобы даже имя его погрузить в странную, почти непроницаемую
тьму забвения...
Сознательно нарушу традиционную очередность повествования о жизни и делах
героя моего. Более ста пятидесяти лет тому назад морозным и метелистым
февральским утром 1841 года приняла в свое стылое лоно прах моего героя
Российская земля. Она не была ему пухом. Комья промерзшей земли барабанили
по крышке гроба, когда по традиции каждый присутствующий бросал горсть
земли в отверзтую могилу...
Хоронили монаха Авеля, умершего на восемьдесят четвертом году жизни в
стенах странной обители - Суздальского Спасо-Ефимьевского монастыря, что с
XIV века и поныне стоит на берегу реки Каменки...
Но даже сквозь стены мрачной обители, даже из могилы на
тюремно-монастырском погосте Авель, даром своим, делами и писаниями своими,
воздействовал на жизнь людей его никогда не встречавших, родившихся после
его смерти, привлекал к себе их мысли, лишая сна, терзая дух и тело
предсказаниями своими, серьезность коих доходила до сознания особенно
хорошо тогда, когда они начинали сбываться! А сбывались они всегда...
Кем же он был, этот прорицатель Авель?
Приступая к публикации в XIX веке материалов о монахе Авеле, известный
русский историк, журналист и общественный деятель, организатор, издатель и
первый редактор специального журнала "Русская старина" Михаил Иванович
Семевский (1832-1892) в публикации "Предсказатель монах Авель" (1875 г.,
том XII, № 2, с. 414-435) пишет:
"Мы имеем возможность ответить на этот вопрос (вынесенный в название
главы. - Ю.Р.), так как располагаем документами, относящимися к личности
Авеля. Документы эти следующие:
1) Две тетрадки в малую 8-ю долю, написанные по-славянски: на первой
странице этих "книжек" изображены разные кружки, литеры славянской азбуки и
точки треугольником, среди которых написано; "Печать Господа Бога и Христа
Его". В этих тетрадках содержится: а) "Житие и страдание отца и монаха
Авеля"; б) "Жизнь и житие отца нашего Дадамия"; в) "Сказание о существе,
что есть существо Божие и Божество"; г) "Бытие: книга первая". В одной из
этих тетрадок на 26 страницах находятся разные символические круги, фигуры
с буквами славянской азбуки и счета, при них находится краткое толкование.
2) Тетрадка (в 16-ю долю) в двух экземплярах, озаглавленная: "Церковныя
потребы монаха Авеля"; в ней сокращенно изложена "Книга бытия", помещенная
в двух первых тетрадках.
3) 12 писем Авеля к графине Прасковье Андреевне Потемкиной, написанные то
по-славянски, то обыкновенным почерком; все письма относятся к 1815-1816 гг.
4) Письмо Авеля к В.Ф.Ковалеву, управляющему фабрикой П.А.Потемкина в
Глушкове (1816 г.).
Всем этим материалом мы нашли удобным воспользоваться таким образом, что
сначала помещаем жизнеописание Авеля в подлиннике, с изменением только
самых крупных орфографических неправильностей и с пропуском некоторых
мистических измышлений; затем обращаем внимание на статьи Авеля,
заключающиеся в упомянутых тетрадках, наконец говорим о письмах его. Из
последних документов мы выписываем лишь наиболее характерные места"...
|