| Резьба по дереву, изображающая гадание таро, XVI в. |
Таро (нем. Tarock) - это популярнейшая оккультная система гадательных карт. Многим авторам, пишущим о Таро, присуща
курьезная особенность связывать его происхождение с приходом в Европу цыган, откуда время возникновения Таро может
быть отнесено к XV столетию.
| | Карты из колоды Висконти-Сфорца |
Однако же, если обратиться к фундаментальному своду достопочтеннного Де Живри "Антология Оккультизма" (1931), можно
узнать о том, что первые документальные свидетельства о существовании Таро имеют германское (!) происхождение и
датируются 1329 годом. Таким образом, мы, вслед за Де Живри, полагаем установленным и доказанным, что учение Таро
появилось в Европе в XIV веке, т. е. за столетие до прихода в Европу цыган! Что же касается первой официально
"зарегистрированной" полной колоды карт Таро, то здесь пальма первенства, судя по всему, принадлежит Италии. Правда,
еще в 1392 году французский король Карл VI, дабы избегнуть меланхолии и несколько развеяться, повелел художнику
Жакмену Грингонье изготовить колоду карт Таро. Художник успешно справился с возложенной на него задачей, явив взорам
своего монарха колоду из 22 карт Больших Арканов (от лат. arcanum - тайна), выполненных на телячьем пергаменте, с
золотым обрезом и, вдобавок, имевших рубашки, инкрустированные серебром.
| | Карты из колоды Висконти-Сфорца |
А первая полная, из 78 карт Больших и Малых Арканов, так называемая колода Висконти-Сфорца была создана придворным
художником Бонифацио Бембо в 1428 году. Следует особо заметить, что существуют источники, согласно которым эта
колода карт все-таки была создана позднее - в 1441 году, когда малоимущий покуда, но весьма амбициозный миланский
кондотьер Франческо Сфорца сочетался браком с Бьянкой Марией Висконти, внебрачной дочерью третьего миланского
герцога Филиппо Висконти. Однако куда более вероятна третья дата - 1450 год, поскольку она знаменует обретение
Франческо Сфорца титула четвертого герцога Милана, вследствие того, что у отца его супруги иных наследников не
имелось. И хотя годом спустя состоялось торжественное празднество, посвященное десятилетию брака Франческо и Бьянки,
- тоже весомый повод для возникновения колоды, - все же 1450 год, как год создания колоды Висконти-Сфорца,
представляется нам более достоверным. Как ни странно, но затем, вплоть до XVIII столетия, картам Таро так и не
удалось снискать общенародного признания!
| | Карты из колоды Висконти-Сфорца |
Положение коренным образом изменилось к 1773 - 1784 годам, когда граф Антуан Кур де Жебелен, ранее изучавший
богословие в университете Лозанны, а потом, будучи уже странствующим проповедником Реформированной церкви, увлекся
мифологией и сакральными таинствами и начал по частям публиковать свой беспрецедентный синкретический труд Le Monde
primitive, analyse et compare avec le monde moderne ("Примитивный мир, его анализ и сравнение с миром современным").
Очередной том (1781) его поразительного исследования содержал эссе "Об игре в Таро", кроме того в качестве
приложения фигурировало принадлежащее его перу "Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт".
| Кур де Жебелен | | Этейла |
Именно там Жебелен первым возвещает гипотезу, касающуюся египетских корней Таро, и возводит учение Таро к
легендарной Книге Тота. Это явилось началом. А двумя годами позднее ученик де Жебелена, парижский мастер
парикмахерских дел Альеттэ (1738-1791), выпускает в свет под именем Эттейла (имя он изменил в 1781 году, вступив в
масонскую Ложу, членом которой его учитель, де Жебелен, стал еще в 1776 году) "Способ поразвлечься посредством
колоды карт, именуемых Таро", а через 5 лет он начинает торговать в Париже собственной колодой из 78 карт, обильно
насыщенных масонской символикой, причем, именно ему принадлежит первенство привнесения в обиход коммерческого
гадания. Эттейла вдохновенно гадал парижанам на картах Таро (а стоило оно весьма недешево по тем временам) и очень
скоро заработал на этом целое состояние. Данное обстоятельство - помимо некоторых вольностей, допущенных в символике
и порядке следования карт, - способствовало его невыгодной репутации во мнении последователей.
В 1788 году Симон Блокель издает колоду, явившуюся вариантом колоды Эттейлы. Позднее он выпускает в свет монографию
Джулии Орсини, посвященную описанию и исследованию данной колоды. Кстати, полвека спустя с интервалом в 20 лет были
опубликованы еще два варианта колоды Эттейлы.
| Элифас Леви | | Уин Уэсткотт |
А в 1855 году французский же оккультист Альфонс-Луи Констан (1810 - 1875), которого мы ныне знаем под именем Элифас
Леви, публикует свою книгу Dogme et Rituel de la Haute Magie ("Учение и ритуал высшей магии"), ставшую краеугольным
камнем в становлении оккультизма. Весьма интригующей представлялась структура его книги: две части по двадцать две
главы, каждая из которых соответствует определенному Аркану Таро. Элифаса Леви мало занимала гадательная сфера
использования карт Таро. Куда в большей степени он тяготел к раскрытию священных таинств еврейской Каббалы: в его
понимании карты воплощали в себе тайный и закрытый от понимания непосвященных алфавит, причем каждому из Больших
Арканов соответствовало определенное место на каббалистическом Древе Жизни.
| У.Б. Йийтс |
Любопытно, что работы Элифаса Леви, повлиявшие на деятельность ряда оккультистов, в числе которых, кстати, уместно
назвать и Артура Эдварда Уэйта, вдохновили маститого британского прозаика Эдварда Булвер-Литтона (1803 - 1873) на
создание впечатляющих романов: "Преследуемые и преследователи", "Занони", "Грядущая раса", "Удивительная история",
исполненных мистики и упоминаний о Таро. Эти романы оказали неизгладимое воздействие на таких мистиков и
оккультистов, как С.Л.М. Матерс, У.Б. Йийтс, обучавший А.Э. Уэйта герменевтике, и А. Кроули, чья деятельность
была тесно связана с основанным в 1886 году доктором Уином Уэсткоттом Герметическим Орденом Золотого Рассвета,
определившим развитие оккультизма в Англии в конце XIX - начале XX столетия.
| С.Л.М. Матерс | | Мойна Бергсон |
Сэмюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 - 1918), видный розенкрейцер, разработал основные ритуалы Ордена Золотого
Рассвета и был в 90-х годах XIX века, когда Орден считался особенно влиятельным, его руководителем.
Матерс явился автором небольшого трактата по толкованию карт Таро - The Tarot: Its Occult Signification, use in
fortune telling, and method of play ("Таро: Оккультное значение, использование для гадания, игровая методика",
1888), а его супруга Мойна Бергсон, имевшая способности к рисованию и приходившаяся родной сестрой поразительному
французскому философу-интуитивисту Анри Бергсону (1859-1941), удостоенному, кстати, Нобелевской премии по
литературе в 1927 году, нарисовала особую колоду Таро, новаторский состав или, точнее, порядок карт
которой был определен самим Матерсом: помимо изменения иконографии целого ряда карт, он назначил Силе VIII номер, а
Справедливости - XI, но главное - Безумному он отвел I позицию! Так было создано "Таро Золотого Рассвета", явившее
миру английскую версию Таро и легшее в основу системы А.Э. Уэйта.
| Освальд Вирт |
Перед тем, как перейти собственно к Уэйту, целесообразно упомянуть еще о ряде исследователей, без
которых историю Таро представить практически невозможно. Прежде всего, это последователь Элифаса Леви,
Жерар Анкосс (1865-1916), прославившийся под именем Папюс. Он явился автором таких монографий, как "Цыганское Таро"
(1889) и "Предсказательное Таро" (1909). Знаменательная деталь: в качестве приложения к последней книге фигурировал
альбомчик из 78 карт. Поскольку бумага была дрянная, карты во избежание их скорой гибели предлагалось сначала
вырезать, а потом наклеивать на картон.
|