| Поль Кристиан |
Особенно же плодотворными оказались изыскания Папюса в плане придания Большим Арканам астрологических атрибутов.
Швейцарский оккультист и масон Освальд Вирт (1860 - 1943) сумел создать свое графическое воплощение системы Таро
Папюса. Его 22 Больших Аркана - образец изысканности и тонкого вкуса, не говоря уже о мастерски явленной символике.
Эти карты были включены в издание "Цыганского Таро" Папюса. Кстати, в 1927 году у Вирта вышла из печати собственная
монография о Таро.
| К.К. Заин | | Алистер Кроули |
Здесь уместно вспомнить и об ученике Элифаса Леви - Поле Кристиане (1811-1877), чья "История Магии" затрагивает
вопросы, касающиеся учения о Таро; между прочим, им же введено впервые и само понятие аркан. Примечательно, что в
порядке Кристиана Безумный (у него это - Крокодил), имея нулевой номер, располагается между XX и XXI Большими
Арканами. А Элберт Бенджамин (1882 - 1951), он же - К.К. Заин, известный автор 21-томной
энциклопедии герметических наук еще в 1918 году выпустил книгу "Священное Таро", которая была в более развернутом
виде переиздана в 1936 году и способствовала популяризации Таро в странах латиноамериканского региона.
| Фрида Харрис |
И уже в 1944 году была опубликована поистине уникальная книга, это "Книга Тота" Алистера Кроули (1875 - 1947). Он,
считавший себя воплощением Элифаса Леви, вступил в руководимый Матерсом Орден Золотого Рассвета в 1898 году, а в
1909 в своем труде "777" обнародовал нумеро-логические закономерности Таро, частично почерпнутые им у Матерса.
Кроули вместе с Фридой Харрис создал свою эксклюзивную колоду Таро, аналогов которой нет. Кроули заслуженно
предстает одним из наиболее значительных магов и интерпретаторов Таро XX столетия.
| А.Э. Уэйт |
Теперь же обратимся к его старшему наставнику, Артуру Эдварду Уэйту. А.Э. Уэйт (1857-1940) родился в США, где прошло
его детство, и с самых юных лет интересовался вопросами магии и оккультизма. Причиной столь необычного пристрастия
явилось особое состояние, пережитое им во время болезни. Будучи беспредельно угнетен тяжким недугом, Уэйт на
несколько дней к ужасу медиков и родных впал в полубессознательное состояние. По его собственному признанию именно
тогда на него снизошло озарение, и все его существо пронзило сознание того, что мир и человек едины. После этого он
быстро пошел на поправку, а по выздоровлении - несмотря на исключительно ранний возраст - твердо понял, чему намерен
посвятить свою жизнь.
| А.Э. Уэйт в церемониальном облачении | | П. Коулман Смит |
Он перебрался в Англию и там продолжил свое обучение. Более всего Уэйт был привержен оккультизму. Он изучал Каббалу,
алхимию, масонство и пр., пытаясь отыскать ключ, открывающий значение древних ритуалов. Изрядное внимание он уделял
доктрине розенкрейцерства. Неудивительно, что когда Уэйт в 1891 году в Лондоне вступил в Герметический Орден
Золотого Рассвета, устав которого восходил к розенкрейцерским традициям, он немедленно стал в нем доминировать.
Особой страстью Уэйта были легенды о Короле Артуре и о 24 рыцарях Круглого Стола. Исследуя анналы, он пришел к
выводу, что под легендарной Чашей Грааля следует понимать не один, а целых четыре предмета, а именно - копье, кубок,
меч и блюдо. И эти сакральные предметы символизируют четыре масти Таро: Посохи (Жезлы), Кубки (Чаши), Мечи и Пентакли.
| А.Э. Уэйт |
Отсюда уже было рукой подать до намерения воплотить идеи и символы Таро в подобающих художественных образах. И тут
на помощь Уэйту пришла его верная соратница по Ордену Золотого Рассвета Памела Коулман Смит (1878 - 1951). Урожденная
англичанка, она выросла тем не менее в американской семье и обучалась азам своей профессии театрального художника
уже в США. Ее в немалой степени влекло к себе и иллюстрирование книг. Будучи по натуре склонна к мистицизму, она в
1903 году вступила в Орден Золотого Рассвета, где сразу же сблизилась с Уэйтом, избрав его своим духовным
наставником. Общение с Уэйтом отразилось на ней самым непосредственным образом. С некоторого времени она заметила за
собой, что при слушании музыки, которую рекомендовал Уэйт, ей являются необыкновенные и красочные видения. Понемногу
она стала их зарисовывать, а потом, в надежде получить толкование, обратилась к Уэйту.
| А.Э. Уэйт |
Их совместные штудии продолжались достаточно долго и вот - в 1909 году создается небывалая колода карт, чье основное
отличие от всех прочих заключалось в том, что впервые оказались снабжены рисунками карты Младших Арканов. По
сравнению с вышедшим годом ранее трудом Папюса "Предсказательное Таро", снабженным невзрачным альбомчиком с картами,
которые могли использоваться лишь будучи вырезанными и наклеенными на кусочки картона, это была уже действительно
полноценная колода, которая, мгновенно завоевав мировую популярность, определила своего рода стандарт для позднейших
колод Таро.
А через год увидела свет и монография Уэйта "Иллюстрированный ключ к Таро" (A pictirial key to the Tarot). В этой
книге описывались все 78 карт Старших и Младших Арканов, а также давались предсказательные значения в прямой и
перевернутой позициях. Кроме того, в книге приводился обширный сравнительный анализ всех предшествовавших систем Таро.
Несколько слов о самой колоде. Поскольку в "Иллюстрированном ключе" отсутствовали какие-либо астрологические
соответствия, наряду с привязкой к литерам древнееврейского алфавита, да и о наличии самой Тайной Доктрины Каббалы
высказаны лишь смутные намеки в предисловии, - нельзя избавиться от мысли, что Уэйт, публикуя карты и исследование,
ставил перед собой задачу предложить людям колоду, которая, будучи экзотерической, а значит, не перегруженной сверх
меры каббалистической и астрологической символикой, сможет стать поистине народной. И это ему удалось. Таро Уэйта -
самая популярная система в мире на сей день.
|