V. И еще о получении информации с помощью аксессуаров
Отыскание конкретных примеров, свидетельствующих о различных способах
получения информации с применением аксессуаров, является отнюдь не простым
делом. Поэтому информацию о некоторых видах гаданий мы дадим со ссылкой на
работы известного британского антрополога и этнографа Эдварда Тейлора. В
работе "Первобытная культура" (М.,. 1939) он пишет: "Гаруспикация (гадание
по внутренностям) среди малокультурных племен свойственна преимущественно
малайцам, полинезийцам и различным азиатским племенам. Имеется упоминание о
применении ее в Перу инками. Рассказ капитана Бертона о Центральной Африке,
по-видимому, вполне выясняет ее символический принцип. Он описывает
"мганга", или колдуна, который узнает суд божий, убивая и разрывая курицу и
рассматривая ее внутренности. Если около крыльев оказывается чернота, то
это предвещает измену детей или родственников. Спинная кость изобличает в
преступлении мать или бабку, хвост указывает на виновность жены и т.д. В
Древнем Риме, где это искусство играло важную роль в общественных делах,
употреблялся тот же способ толкования. С течением времени гаруспикация
исчезла из употребления в большей степени, чем все другие волшебные приемы.
Однако даже и теперь можно указать характерный остаток ее в Бранденбурге.
Здешние крестьяне, заколов свинью, осматривают ее внутренности. Они
считают, что перевернутая селезенка предвещает и другой переворот, именно
смерть в семействе.
Рядом с гаруспикацией можно поставить искусство гадания на костях.
Североамериканские индейцы, например, кладут на огонь плоскую кость
дикобраза и по цвету ее судят, будет ли успешна охота на этого животного.
Главным приемом является гадание по кости лопатки, называемое
скопулимантией, или омоплатоскопией. Прием этот, связанный с древним
китайским гаданием по треску щита черепахи (так в тексте, вероятно, это
ошибка переводчика, ибо речь идет о растрескивании кости при ее обжиге в
костре, что видно из текста, приводимого ниже. - Ю.Р.), особенно в ходу в
Монголии, где он существует с древних времен и откуда, быть может, он
распространился на все другие страны, где отмечено его применение. Простой
символизм этого гадания хорошо виден из обстоятельного рассказа Палласа, к
которому приложены чертежи. Кость лопатки держат на огне, пока она не
растрескается по различным направлениям, и затем длинная трещина вдоль
кости считается "путем жизни", а поперечные Трещины в правую и левую
стороны означают различные хорошие или дурные предзнаменования. Если
предвещание требуется только относительно какого-нибудь определенного
события, продольные трещины означают удачу дела, а поперечные -
препятствия. Белые отметки предвещают много снега, черные - умеренный ветер
и т.д.".
Чтобы отыскать это оригинальное гадание в новейщее время в Европе, лучше
всего обратиться к Англии. В английском языке существует даже специальное
выражение, которое буквально означает: "читать по лопаточной кости". В
Ирландии существует гадание, когда смотрят на лопаточную кость барана.
Дрэйтон в своем "Полиальбионе" таким образом воспевает это искусство:
Будущее они узнают при помощи плеча барана, отделенного от правой стороны,
которое они обыкновенно варят, обнажая при этом кость лопатки;
Когда колдун берет ее и смотрит на нее, Он провидит вещи, которые должны
случиться в далеком будущем, так же как и вещи давно прошедшие...
|